Мысли как дизайнер

Сколько нужно респондентов для исследования?

skolko respondentovnuzhno dlya issledovaniya?
Задумайтесь на минутку, сколько нужно респондентов, чтобы протестировать юзабилити сервиса где, например, более 1000 пользователей?
Наша логика подсказывает нам, что нужно действовать ну как минимум из принципа парето 80/20, где опросив большинство, мы и получим правильную картину. На самом деле, исходить нужно из другой логики: поведение людей схожего сегмента и контекста подвержено стереотипизации, или как мы говорим в дизайне: появляются конкретные паттерны поведения.
Посмотрите на график Nielsen и справедливо отметьте, что для выявления всех проблем нужно 15 пользователей. Поэтому зачастую 3-5 пользователей на сегмент бывает достаточно, чтобы выявить 75% проблем и подтвердить гипотезу.
Nielsen group graphic
Nielsen group graphic
Мы сейчас не рассуждаем про методы сегментации и договариваемся, что они уже уточнены и приземлены на продуктовую практику.

Почему пять - это достаточно?

Уже третий респондент использует те же сценарии и выявит те же проблемы, что и предыдущие два участника. Он также добавит немного новой информации, но не так много, как предыдущие пользователи.

После пятого респондента вы будете наблюдать практически одни и те же результаты и узнавать крайне мало полезной информации.
Поэтому лучше распределить бюджет на проведение нескольких небольших тестов, чем вложиться в одно большое исследование.

Например, если у вас есть возможность нанять 15 респондентов, лучше стоит провести три исследования с участием пяти человек в каждом. Первый тест поможет выявить 85% проблем. Исправьте их и проведите следующий тест. После третьего теста вы получите версию проекта, близкую к идеальной.

Может быть, достаточно и одного человека для теста?

– Нет, существует риск получения некорректных данных из-за случайной ошибки или нетипичного поведения пользователя. Оптимальный вариант с учетом выгод и затрат - от трех до пяти пользователей
Кроме того, при проведении нескольких небольших тестов вы имеете возможность получить более глубокие и всесторонние данные. Большее количество участников позволяет обнаружить более широкий спектр проблем и предложить более точные решения. При этом вы сможете провести итеративный процесс улучшения проекта, внося изменения после каждого теста и приближаясь к идеальной версии.
Такой подход с итеративным улучшайзингом называется RITE (Rapid Iterative Testing and Evaluation – быстрое итеративное тестирование и оценка).
Принцип RITE:

  1. Оценка первой итерации прототипа интерфейса с помощью 2-3 участников целевой аудитории
  2. Дизайнер немедленно решает проблемы пользовательского опыта, выявленные исследователем, изменяя интерактивный прототип
  3. Оценка измененного прототипа интерфейса исследователем снова с помощью нескольких участников
  4. Проверка исчезли ли проблемы, выявленные на первом тесте, и появились ли новые проблемы после второй итерации. Часто решение первичных проблем приводит к возникновению новых проблем на следующей итерации
  5. Итеративный процесс продолжается, и исследователь и дизайнер совместно работают над устранением всех обнаруженных проблем до их решения
Таким образом, проведение нескольких небольших тестов с участием трех до пяти пользователей является оптимальным подходом, который позволяет сбалансировать затраты и получить максимально полезные результаты для юзабилити.
UX/CX Исследования Дизайн-мышление