Мысли как дизайнер

Визуальное внимание

visualnoye vnimanie
Одновременно с тем, как мы контролируем движения наших глаз, фокусируемся на каком-то объекте намеренно, в тот же момент большую часть времени за наше зрение отвечают автоматические процессы. Этот процесс можно назвать движением глаз на "автопилоте". Когда какие-то объекты сильно выделяются на фоне остальных предметов вокруг, мы неосознанно замечаем их в первую очередь, или же, когда объект неожиданно появляется (всплывает), это автоматически привлекает наше внимание и направляет взор.

Этот процесс очень схож по своему механизму с поворотом головы в сторону неожиданного громкого звука.
В книге лауреата Нобелевской премии Даниэля Канемана "Думай медленно... Решай быстро”, он доказывает, что существует два совершенно разных способа работы мозга. Вы осознаете и сознательно контролируете первый набор процессов ("медленное мышление"). Но у нас практически нет сознательного контроля или самоанализа над другим набором автоматических процессов ("быстрое мышление"). При проектировании продуктов и услуг мы, дизайнеры, часто хорошо фокусируемся на сознательных процессах (например, принятии решений), но редко проектируем с намерением использовать наши быстрые автоматические процессы.
Как создатели пользовательского опыта, мы должны использовать как сознательные, так и автоматические процессы, поскольку они относительно независимы. Хороший пример автоматического визуального процесса, который мы можем использовать: визуальное внимание.
Многие дизайнеры интуитивно используют нужные инструменты для привлечения внимания к определенным объектам на экране. Но не все могут ответить, что лежит в основе данного механизма и, соотвественно, упускают возможности управления пользовательским сценарием.

Попробуйте ненадолго закрыть глаза. Потом неожиданно откройте их. Вы обнаружите, что ваши глаза как бы мечутся по пространству. На самом деле этот хаотичный процесс движений глаз является нормой. Глаза не двигаются плавно, скорее перескакивают с места на место, мы просто мало обращаем на это внимание. Эти движения можно измерить и во многих компаниях, где практикуются такого рода исследования используются eye-трекеры (очки с инфракрасными датчиками или мониторы). Эти исследовали отрыли все известные паттерны чтения (помните исследование Google, открывшее F-паттерн, когда пользователи читает 7-10 слов на первой строчке в поисковой выдаче, 5-7 на второй и все меньше и меньше на последующих. Этим и обусловлено желание выходить на первые строчки в поиске).

На этом принципе основаны, например, механизмы работы всплывающих окон в интерфейсе. Особенностью визуального всплывающего окна с точки зрения работы нашего зрения заключается в том, что уникальный объект привлекает внимание независимо от количества конкурирующих элементов. В сложной сцене (например, на приборных панелях современных автомобилей) это может быть чрезвычайно полезным методом направления внимания, когда это важно (Если вдруг система заметила, что колесо пробито, то приборная панель сообщит об этом на всплывающем окне с опознавательными знаками).

В дизайне этот принцип также работает в виде визуального контраста. Если объект из группы сильно выделяется, то он автоматически и неосознанно привлекает наше внимание. К таким атрибутом можно отнести:

  • форму
  • размер
  • ориентацию
  • вес
  • позицию объекта относительно других
  • цвет
Используя понимание визуального внимания, можно достаточно точно управлять поведением пользователя и улучшать его опыт, снижая когнитивную нагрузку. Неумелое использование (создание большого количества стимулирующих внимание объектов на одном экране или неоправданная частота) наоборот, приведут к зрительной слепоте и потребует включения когнитивного осмысления происходящего на экране.

P.S. Темные паттерны дизайна зачастую основаны на том ом, чтобы создать для пользователя визуальный хаос, который создает для него тревожную обстановку и способствуют принятию невыгодного для пользователя решения (вспоминаем букинг как библию темных паттернов).
UX/CX