Мысли как дизайнер

О методе персон

О методе персон, изображение №1
Кто из вас не пользовался методом персон в своей практике, м? Я тут недавно пришла к выводу, что часто команды пользуются этим инструментом поверхностно. В моей практике было несколько примеров стартапов, которые вваливали десятки тысяч $ в разработку b2c приложения без какого-либо исследования своей аудитории. Фаундер через свои боли был уверен, что это “пушка, бомба” и точно зайдет всем. А потом, когда меня пригласили сделать дизайн-аудит (конечно, все же проблемы должны в дизайне, где же ещё), оказалось, что ценности для ЦА не только не проявлены, но и не сформулированы. Дано: “женщина 60-80 лет, мать 3х взрослых детей, несколько внуков, замужем, любит гулять у дома и смотреть сериалы” и всё. В нашей голове всё ок, у каждого же есть мама или бабушка, соответствующая этому возрасту: “мы же точно знаем, что надо для этого человека”. А в реальности, это как с таргетированной рекламой – сколько женщин попадают в такую категорию?
Женщина 60-80 лет, мать 3х взрослых детей, несколько внуков, замужем, любит гулять у дома и смотреть сериалы. Как думаете, у этих бабушек одинаковые интересы и взгляды в жизни?
Метод персон относится к важнейшему этапу Эмпатии, то есть преследует цель погрузиться в опыт нашего пользователя/клиента. Это долго, иногда непонятно, и очень лень делать. А во времена “время = деньги” и Lean/Agile и вовсе могут пренебречь погружением. Поэтому для того, чтобы сделать максимально полезное упражнение по Персоне, нужно не только сегментировать человека по возрасту, социальному статусу и тд, но и покопаться в его интересах, переживаниях и опыте.

Есть очень эффективные карты Эмпатии, которые скачать можно совершенно бесплатно, например, на сайте центра дизайн мышления. Или сделать свои, на основе существующих.
Канвас “See, Think, Do, Care” позволяет сосредоточиться на разных уровнях осознанности потребности и поисследовать на каждом этапе поглубже.
и тд.
Очень важно про них не забывать, иначе как можно правильно сформулировать JTBD? В моей практике бывали случаи, когда я самоуверенно опиралась на свой опыт и не угадывала с глубинными чувствами аудитории. Приходилось делать работу над ошибками, теряя в два раза больше времени.

Самые крутые исследования для этого: наблюдения, мокасины и конечно, глубинные интервью. Самые шикарные – контекстуальные, то есть прямо там, где пользователь будет принимать решение, окажись он там один на один с вашим приложением.

Дизайн-мышление UX/CX