Мысли как дизайнер

Эмоциональный абьюз на работе

emotionalniy abyuz na rabote
Об этом не очень принято говорить именно в контексте профессиональных коммуникаций. Но, как говорит Андрей Кожанов в своих лекция по брендингу – "все проблемы человечества лежать в области коммуникаций" и я, учитывая свой бэкграунд в ИТ и образование в области коммуникативных технологий решила пошевелить эту тему.
В эти выходные я проходила в рамках учебы по дизайн-мышлению ускоренный блок по корпоративной культуре и ее трансформации. Корпоративная культура включает в себя процессы и систему коммуникаций. А сама культура является результатом (подчеркиваю) деятельности компании. Изменить ее изнутри, просто проведя какие-то тренинги, – невозможно. Да, многие HR-специалисты реально расстраиваются, узнав это, тк часто им ставят именно такой KPI. Перемена в коммуникациях должна стать частью стратегии изменений в самом бизнесе.
Долго работая в ИТ-сфере, я наблюдала (и испытывала на себе, в том числе), как мои коллеги начинают использовать абьюзивные коммуникативные приемы, для достижения своих целей, да или же просто для возвышения себя над другими.
Словарь эмоционального абьюза на работе:

– Что за глупость? Как это пришло в твою голову?
– Я лучше знаю, что для продукта/проекта лучше, а что нет (вариации: работаю в продукте уже Х лет, поэтому знаю лучше и тд)
– Мы нанимали тебя не для этого
– Ты что, считаешь это нормальным? Ты же видишь, что получилось плохо, ты точно можешь лучше
– Ты никогда не делаешь то, что я прошу
– Я этого не говорил (ты ослышался/лась, не так понял/ла и тд)
– У тебя проблемы с памятью, я точно помню, что произошло на самом деле
– Просто сделай это один разок ради меня
– Когда мы принимали тебя на работу, я думал, что ты способнее
– Я должен все контролировать, иначе вы тут напортачите
– У меня такой стиль общения, нужно просто привыкнуть
– Нормальный дизайнер (аналитик, тестировщик – ставьте что угодно) сделал бы не так
– Ну что ты начинаешь опять
Я уверена, что каждый из вас сталкивался (если сталкиваетесь сейчас – ставьте огонек) с этим на работе. Коллеги могут игнорировать (висхолдинг) предложения и просьбы других, принимают решения без консультации , используют устрашения или даже угрожают (пассивно или даже активно). Это создает несправедливую и конкурентную рабочую среду, которая приводит к понижению мотивации, эффективности и, конечно, выгоранию. Иногда, не замечая как тебя морально насилуют, можно возненавидеть свою профессию, перенеся ответственность за свою нулевую мотивацию на нее.
Основные приемы в манипулятивной коммуникации:

  1. Обесценивание
  2. Чувство вины/стыда/страха
  3. Критика с переходом на личности
  4. Пассивная агрессия и газлайтинг
Когда в общении на работе манипуляции являются нормой, то начинает появляться нездоровая обстановка. Коллеги начинают бояться высказывать свои идеи и мнения, и это приводит к падению эффективности команды и качества продукта. Более того, такие ситуации могут вынудить сотрудников уволиться, просто чтобы выйти из этой ситуации и прервать этот порочный круг, хотя компания и продукт в целом очень нравились.
Чаще всего, если такой стиль общения является стандартом общения в организации, то скорее всего она относится к типу игровой модели культуры – конвейер, где главенствуют авторитарные отношения (модель игры "армия"). То есть , для того, чтобы избежать манипуляций и абьюза на работе, важно, чтобы именно руководство создавало положительную и поддерживающую рабочую среду. Потому что, если сам руководитель закрывает на это глаза, то по сути он является пассивным соучастником, или лидером, возглавляющим этот процесс.
Но если вы испытываете пассивную агрессию со стороны одного человека, а руководство не решается уволить его (страх потерять экспертизу в компании), то вы можете постараться сделать все, чтобы "обложиться" вокруг себя процессами/людьми и тд, чтобы убрать прямую коммуникацию с абьюзером и облегчить себе жизнь.
Каждый из нас мечтает об открытой и прозрачной культуре в организации. Такая среда поощряет сотрудников выражать свои идеи и чувства и создавать более эффективную команду и продукт. Поэтому, когда вы проходите собеседования в других компаниях, постарайтесь как можно больше узнать о том, как принято/ не принято, выйдите на тестовый день, пообщайтесь с максимальным количеством коллег и наблюдайте за другими.
P.S. Про темные приемчики и на чем основаны в дизайне я рассказывала на лекции на Дизайн-выходных в Костроме. В области манипуляции лежат одни и те же механизмы.
Личная эффективность Карьера