Мысли как дизайнер

Не эксклюзивная инклюзия

4 года назад я, можно сказать, выиграла в лоттерею дня. Я сломала ногу (!) в 30 недель беременности (!!), зимой (!!!). Но окончательно стало несмешно, когда муж привез меня в травмпункт, а вход оказался на крыльце с подъемом на 2 этаж без лифта (!!!!). Все прелести моей жизни последующие 3 недели в гипсе можете себе представить. Ах да, и жила я тогда на 3 этаже в доме без лифта. Бинго!
При чем тут мой рассказ?
Мы часто забываем, что инклюзия, это не только глубокая инвалидность. И это не только поврежденные конечности.
Инклюзия делиться на 3 крупных пласта:
1) Ситуативная
2) Временная
3) Постоянная
Ситуативная может настигнуть абсолютно каждого и в любой момент (уронил очки, вылетела линза из глаза, ошпарил руку), временная, помимо неожиданной, как у меня с ногой, может быть осознанным решением (послеоперационный период на глаза). В эти моменты жизнь не ставится на паузу и все также нужно кинуть быстро перевод, ответить на сообщение, вызвать доставку, быстро найти нужную информацию в телефоне, вызвать такси и тд.
Сегодня я хочу написать пару слов про инклюзию конкретно зрительную, тк цифровой дизайн чаще всего НЕ затрагивает именно эту категорию пользователей.
Часто финальным голосом “за/против” адаптацию (или версию) для людей с ограничениями по зрению, к примеру в b2b, является сам заказчик, и тут мы уповаем на его “осознанность” и зрелость. К сожалению, в России соответствие цифровых продуктов гайдам доступности все еще не принято. Что же касается b2c рынка, где мы каждый день сражаемся на поле цифровой битвы за DAU-показатели и иже с ними, в 2023 году совершенно странным кажется отсутствие адаптации для тех, кто “готов платить, но просто не видит как”. А основными аргументами бизнеса "против" до сих пор являются: "не наш" сегмент, некому лидить активность, нет компетенции в команде. И вот здесь важно говорить про временность и ситуативность инклюзии.
Немного статистики по зрению в карточках в канале, остальное можно почитать тут.
Еще один кейс из жизни.
В 2022 году я наконец сделала коррекцию миопии. У меня были дискомфортные -2.5 и хоть это совершенно не требовало от меня использовать спец приложения для телефона, но в моменты, когда я уже сняла линзы вечером и чтобы быстро посмотреть что-то в интернете, мне хотелось плакать, глядя в экран. Во-первых, после операции у меня немного усилилась светочувствительность глаз, и теперь я всегда использую темную тему в приложениях, она комфортнее, или снижаю яркость экрана. Кстати, по результатам крайнего исследования Нильсена треть пользователей сообщило о предпочтении темной теме.

Доступность контента критически важна для одних пользователей, и удобна для других. Встает логичный вопрос: почему же так мало проектов, которые отвечают требованиям доступности? И я задумалась, в чем основной корень проблемы? Почему сами дизайнеры мало задумываются об этом, ведь будучи одним специалистом, например, в агентстве, он вполне может эту активность поддержать и врятли будет за это уволен. Скорее наоборот, кто, если не дизайнер должен топить за инклюзию? А может проблема в том, что сегодня многие дизайнеры, заполучив прекрасные макбуки с чистым белым теперь соревнуются по степени “няшности” и “нежности” интерфейсов и играют в оттенки светлых тонов и не задумываются, что где-то совсем другой мир с плохими экранами и зоопарком устройств? Почему до сих пор во многих продуктах первого назначения даже главную кнопку иногда тяжело сходу найти? А самое удивительное, что среди именно айтишников сегодня большинство людей с 1 и более проблем по зрению.
Еще немного статистики из сферы инклюзии по зрению. Теперь по нарушению цветовосприятия.
Дальтонизмом страдает примерно 1 из 12 мужчин (8%) и 1 из 200 женщин в мире. По оценкам, около 300 миллионов человек во всем мире страдают от дальтонизм. Это отсутствие зрения может быть вызвано генетикой или различными заболеваниями, такими как сахарный диабет или рассеянный склероз. Наиболее распространенной формой дальтонизма является неспособность правильно видеть зеленый и красный, но существуют разные типы и степень тяжести состояния.
Хотя это может показаться не большой проблемой, человек с дальтонизмом ежедневно сталкивается с множеством проблем. Например, повседневные проблемы, такие как распознавание мелков для ребенка и восприятие светофоров для взрослых, являются одним из препятствий, с которыми он сталкивается.
Я писала ранее про тренды брендинга будущего. Социальные проекты уже не являются чем-то из сферы альтруизма, они являются базовой составляющей лояльности аудитории сегодня. Nielsen group рекомендует делать акцент на социальных целях бренда, тк по данным Nielsen Scarborough более 52% потребителей США покупают продукцию брендов, поддерживающих важные для людей ценности, и более 36% считают, что бренды обязаны приносить пользу всему обществу . Разве адаптация интерфейсов не должна стать базовой социальной ответственностью любой компании сегодня?
С чего начать?
Первое – с изучения документации. WCAG – руководствах по доступности веб-контента. Это руководство помогает оценить доступность контента и обеспечить соответствие ключевым требованиям. На русском языке доступна версия 2.0 руководства WCAG. Для дизайнеров важно обратить внимание на критерии доступности уровня АА, в основе которого лежат минимальные соотношения контрастности текста и фона и нетекстового содержимого (картинок, иконок), заголовков на странице, видимого клавиатурного фокуса у элементов и прочего.
Второе – с наблюдений и исследования мира глазами людей с особенностями по зрению. Для этого существуют приложения-эмуляторы и плагины для фигмы.
И третье – вспомнить про ответственность в профессии.
Что можно изучить для базового понимания?
Инструменты и плагины-симуляторы различных зрительных нарушений в фигме

  1. Accessibility-Simulator AA
  2. Color-Contrast-Checker AA
  3. Able Friction-free-accessibility AA
  4. Проверить палитру на blind safe и контраст AA
Дизайн-мышление